Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.


Перейти к содержанию

Главное меню:


туристско-краеведческого профиль

Типовые программы

 УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования Республики Беларусь
  В.А. Будкевич
«___» ____________2012 г.

Типовая программа дополнительного
образования детей и молодежи
(туристско-краеведческого профиля)

Пояснительная записка
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю определяет концептуальные основы, направления и содержание деятельности объединений по интересам, организационные и методические особенности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю, а также его условия и результаты.
Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю позволяет приобщать учащихся и молодежь к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия своей малой родины и страны.
Целью изучения содержания образовательных областей туристско-краеведческого профиля является формирование разностороннее развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося средствами туризма и краеведения.
Задачи:
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры семейных отношений;
-  подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- овладение навыками здорового образа жизни и основами безопасной жизнедеятельности;
- создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;
- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма;
- расширение знаний по географии, биологии, экологии, истории, полученных в учреждении общего среднего образования.
Туризм и краеведение является не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления, но и ресурсом непрерывного образования. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения в системе дополнительного образования детей и молодежи.
 Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю определяются учебно-программной документацией: программами объединений по интересам, экспериментальными программами, индивидуальными программами.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю является основой для разработки и создания программ объединений по интересам. Дополнительное образование детей и молодежи и может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционной) формах.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся:          до 6 лет – не более 2 учебных часов в неделю, 
6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю,    
11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю,   
от 14 лет и старше –до 12 учебных часов в неделю.  Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.
Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением.
Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля: юные туристы, юные краеведы, географы-краеведы, юные геологи, юные гидрологи, юные историки, военная история Беларуси, юные этнографы, юные фольклористы, музееведение, литературное краеведение, юные археологи, юные туристы-экологи, юные туристы-краеведы, юные экскурсоводы, мой город, мой район, мой род, моя семья, моя малая родина, юные нумизматы, юные почвоведы, художественное краеведение, любительское рыболовство, юные туристы-спасатели, юные туристы-спелеологи, туристы-проводники, школа безопасности, юные судьи туристских соревнований, юные инструкторы туризма, велосипедный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, лыжный туризм, горно-пешеходный туризм, туристско-прикладное многоборье, спортивное скалолазание, альпинизм, туризм и спортивное ориентирование, спортивное ориентирование.
Учебно-тематический план
        Учебно-тематический план типовой программы дополнительного образования детей и молодежи является примерным и предусматривает освоение основных тем образовательных областей, раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую тему, направление, год обучения и форму получения образования.
Для очной формы получения образования
№ п/п Темы Количество часов
  Всего часов В том числе

   Теоретических Практических

   от 30% до 50% от 50% до 70%

Для заочной (дистанционной) формы получения образования
№ п/п Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов Всего Количество часов
   Теоретических Самостоятельных Контрольная работа Практиче
ских (учебно-полевые и тренировоч
ные сборы)
   Около
20 % Около
40 % Около
20 % Около
20%
(при
возможности проведения)

Содержание образовательных областей
В строгом соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, краткое изложение каждой темы, позволяющее раскрыть содержание занятий, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционных) формах образования.
Формы и методы реализации программы
 Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования является занятие (теоретическое и практическое), экскурсия, поход, массовые мероприятия и др. Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является предметный (по интересам) кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т. д. Среди интегрированных организационных форм выделяются соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря и смены, экспедиции, очно-заочные (дистанционные) географические и исторические школы, конференции, научные общества учащихся, школы раннего развития, конкурсы, лабораторные и исследовательские практикумы, информационные центры, школы историко-патриотического и географического всеобуча и т.д.
Основные методы раелизации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю:
 методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);
методы организации туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);
методы стимулирования туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, соревнование, участие в походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);
методы контроля и оценки туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, рефлексивные методы и др.).
Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный поход, экспедиция, слет и другие.

Ожидаемые результаты освоения образовательных областей
Авторы программы обозначают предполагаемые результаты по освоению программы учащимися. Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:
- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин туристско-краеведческого профиля;
- приобретение умений и навыков практической деятельности;
- развитие личностных качеств учащихся.
Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.
Пример:
1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.


Copyright © ЦДТ"Скарбница" 2007-- All Rights Reserved. | tsdtslonim@mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню