Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.


Перейти к содержанию

Главное меню:


социально-педагогический профиль

Типовые программы

 УТВЕРЖДЕНО

Заместитель
Министра образования
           Якжик В.В.
        12.07.2013 г.
Типовая программа дополнительного
образования детей и молодежи
(социально-педагогический профиль)

Пояснительная записка
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи социально-педагогического профиля (далее – программа) представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по социально-педагогическому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социализацию личности учащегося, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Процесс социализации реализуется через систему социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
В учреждении образования необходима организация профессиональной психологической помощи и социально-педагогической поддержки учащихся. Социально-психологическое обучение при этом рассматривается как направление, обеспечивающее интеграцию различных прикладных аспектов психологии, элементов психотерапии, организации умственного труда, культуры эмоций и мышления, творческого потенциала педагогического общения в процессе формирования гармоничной личности учащегося.
Реализация программы содействует освоению учащимися социального опыта, приобретению ими навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни, овладению некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, нормами и правилами поведения, социальными ролями. Учащийся обучается быть личностью.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по социально-педагогическому профилю является основой для разработки и создания программ объединений по интересам. Дополнительное образование детей и молодежи может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционной) формах. Освоение образовательных областей, тем осуществляется на базовом, повышенном уровнях.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина.
Задачи:
обучающие:
обучение учащихся навыкам конструктивного поведения в нестандартных ситуациях, элементам релаксации, уверенного поведения и самообладания;
повышение психолого-педагогической и правовой культуры учащихся;
приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
развивающие:
развитие социально-психологической компетентности учащихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;
создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся;
организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся;
воспитательные:
содействие формированию инициативности, активной позиции, социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии.
профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни;
охрана и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, безопасной жизнедеятельности;
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи по социально-педагогическому профилю определяются учебно-программной документацией: программами объединений по интересам, экспериментальными программами, индивидуальными программами.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста учащихся: до 6 лет – не более 2 учебных часов в неделю; 6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю; 11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю; от 14 лет и старше – до 12 учебных часов в неделю.
Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.
Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением.
Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи социально-педагогического профиля:
межличностное взаимодействие, психология успеха, личностный рост, профессиональное самоопределение, права человека, психоэмоциональное состояние и способы его саморегуляции, конфликтология и партнерство, здоровьесберегающие технологии, формирование гендерной культуры, ответственного родительства, одаренные дети и их социализация, развитие творческих способностей детей с особенностями психофизического развития как способ социальной адаптации и др.
Перечень направлений и видов деятельности, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, может изменяться в соответствии с запросами участников образовательного процесса.
Учебно-тематический план типовой программы дополнительного образования детей и молодежи является примерным и предусматривает освоение основных тем образовательных областей, раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую тему, направление, год обучения и форму получения образования.
Для очной формы получения образования

№ п/п Наименование тем, образовательных областей Количество часов
  Всего часов В том числе
   Теоретических Практических
   от 30% до 50% от 50% до 70%

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п Наименование тем, образовательных областей Всего
часов Количество часов
   Теорети-ческих Самостоя-тельных Контроль-ных Практических

   Около
20 % Около
40 % Около
20 % Около
20%
(при
возможности проведения)

Содержание образовательных областей
В строгом соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, краткое изложение каждой темы, позволяющее освоить содержание занятий, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционных) формах образования.
Методическое обеспечение реализации программы
Принципы организации обучения и воспитания
Принцип гуманизации и демократизации личностных отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в учащегося, сотрудничество, мастерство общения.
Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
Принцип открытого общения способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь учащихся в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
Принцип природосообразности связан с необходимостью учитывать природные задатки учащегося, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления их способностей.
Принцип психологической комфортности предполагает охрану и укрепление психологического здоровья учащихся.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;
побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
Структура программы:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание
4. Формы и методы реализации программы.
Формы реализации программы подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания образовательной программы и возраста учащихся:
организационные формы – лекция (лекция-диалог, лекция-конференция и т.д.), конкурс, тренинги, коллективно-творческое дело;
активные формы – семинар (семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-заслушивание и обсуждение и т.д.), дискуссия, экскурсия, учебная конференция, консультация, защита творческих заданий;
игровые формы – деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование (конструирование), профессиональные игры, социально-психологический тренинг;
самостоятельные занятия учащихся –самостоятельные исследовательские, практические и теоретические  работы и др.
Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие; зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта и другие.

Методы реализации программы
Широкое распространение в дидактике последних лет получила следующая классификация методов обучения, в которой выделены три группы методов:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы:
перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);
практические (опыты, упражнения, выполнение тестов);
логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, информацией, базой данных и пр.).
Ко второй группе методов стимулирования и мотивации учения относятся:
методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
методы формирования ответственности к обучению (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
Знания по программе не могут подвергнуться жесткому контролю, так как программа направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала.
Реализация программы призвана способствовать:
социальной адаптации учащихся;
повышению уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами;
формированию знаний об основных сферах современной социальной жизни и устройства общества;
созданию условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.
В результате освоения программы у учащихся актуализируются такие психологические процессы, как:
познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач;
способность самостоятельно добывать знания;
исследовательская деятельность;
потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала;
сформированность общей психологической культуры;
получение учащимися начального уровня практически ориентированных уровней психологического образования;
активная деятельность учащихся для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми;
творческое мышление учащихся, стремящихся к раскрытию личностного потенциала, направленного на поиск места в социуме, профессионального самоопределения;
успешное прохождение кризисных возрастных этапов.
Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.
Пример:
1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2011.
2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.


Copyright © ЦДТ"Скарбница" 2007-- All Rights Reserved. | tsdtslonim@mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню