Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.


Перейти к содержанию

Главное меню:


Социальная адаптация детей с особенностями психофизического развития через занятия декоративно-прикладным творчеством в условиях учреждения дополнительного образования

Статьи

Введение
"Уровень развития общества
можно определить по его
отношению к инвалидам"
Теодор Рузьвельт

"Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования" [7]: правило 6 Стандартных Правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями.

Законодательством Республики Беларусь определено право на образование всех граждан Республики Беларусь. В Кодексе Республики Беларусь об образовании подчёркивается право детей с особенностями психофизического развития на дополнительное образование, с целью расширения их возможностей для участия в социокультурной деятельности.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с особенностями в развитии направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в общество, сделать интеграцию максимально успешной и благополучной. Исходным моментом в структурировании процесса социально-бытовой подготовки является определение конечного результата, который представляет собой обобщенную характеристику, портрет социально-бытовой "умелости" ребёнка к концу обучения. Важнейшим шагом является определение содержания социально-бытовой подготовки детей, т.е. перечня основных умений, являющихся значимыми для каждого человека в выделенных сферах быта.

Дополнительное образование является важной частью образовательного процесса по социализации детей с особенностями психофизического развития. Занятия декоративно-прикладной и художественной деятельностью дают детям возможность приобрести не только целый ряд полезных практических умений и навыков. Рисование, музыка, лепка стимулируют личностный рост ребёнка, его психическое и эмоциональное развитие и оздоровление. Ребёнок осознаёт свои переживания, они становятся источником понимания себя и самореализации. Обогащается его эмоциональный опыт, гармонизируются эмоциональная и нравственная сферы. Через занятия декоративно - прикладным и художественным творчеством происходит высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей.

Создание ребёнком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации. Интерес к результатам творчества ребёнка с нарушением в развитии со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышают самооценку ребёнка и способствуют его развитию. Именно это и обеспечивает решение важнейшей задачи - социализации ребёнка с особенностями психофизического развития посредством искусства и художественной деятельности.


Понятие социальной адаптации и социализации

Уровень и характер взаимодействия личности и общества определяется степенью ее социальной адаптации и социализации.
Социальная адаптация - интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможность выполнять определенные биосоциальные функции:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими;
- гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социальная адаптация есть постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации формируются приемлемые окружением навыки общения, поведения и деятельность, дающие возможность личности самоутвердиться, реализовать свои потребности и интересы.

Проблема социализации лиц с особенностями психофизического развития и интеграции их в обществе на современном этапе социально-экономических преобразований приобретает особое значение. Признание ценности каждого ребёнка, направлений развития его индивидуальности, формирование личностных качеств - это отражение гуманистических тенденций, которые, к сожалению, не нашли ещё полного понимания в обществе.

Нарушение социально-коллективных связей, обусловленных наличием особенностей развития детей, создаёт предпосылки для иного подхода к выбору форм, средств и методов обучения таких учащихся. Как показывает практика, приходится всё более широко применять социальные формы обучения, основанные на процессе непосредственного включения детей с особенностями психофизического развития на взаимодействие между собой, с другими людьми, налаживания взаимодействия и связей с разными социальными группами и т.д.

Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания, обучения адаптации и последующей интеграции в общество детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития. Данная категория детей более всего испытывает трудности в общении, поскольку подвержена негативному влиянию со стороны окружающих за счет повышенной внушаемости и подчиненности. Эмоциональное взаимодействие со средой скудно и однообразно, они часто чувствуют себя изгоями общества.

Эмоциональное оздоровление, разрешение внутреннего конфликта происходит тогда, когда ребенок чувствует себя принятым и понятым.
Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития является более сохраненной по сравнению с их познавательной деятельностью.

Эти дети располагают определенными потенциальными возможностями, которые при благоприятных условиях могут быть реализованы. К их числу можно отнести положительную эмоциональную обстановку, доступную и интересную для ребенка деятельность.
Наиболее распространенной является коррекция посредством творческого выражения личности, не только снимающая посттравматический синдром, но и способствующая раскрепощению, духовному становлению личности, более активному включению в социальные связи, так как является языком невербальной коммуникации.

Исходя из современной концепции о гуманизации образовательного процесса, можно определить гуманистические принципы использования комплекса искусства в качестве основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития:
1. Любой ребенок обладает природной способностью к творчеству.
2. Творческий процесс воспитывает и оздоравливает.
3. Личностный рост осуществляется через самопознание.
4. Переживание и эмоции являются источником энергии.
Продолжение ...

Автор: Логвинова И. Ф., методист 1 категории




Copyright © ЦДТ"Скарбница" 2007-- All Rights Reserved. | tsdtslonim@mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню