Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.


Перейти к содержанию

Главное меню:


ОПФР

Программы объединений > социально-педагогический профиль

Государственное учреждение образования

«Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»

 

 

 

 


Образовательная программа

социально-педагогического профиля

направления «Развитие творческих способностей детей с особенностями психофизического развития как способ социальной адаптации»

 

 

 

Автор-составитель:

Мартинович Ольга Дмитриевна,

педагог дополнительного образования

Возраст учащащегося: 13 лет

Третьего года обучения

 

г. Слоним

2015

Пояснительная записка

Не секрет, что число детей, имеющих особенности психофизического развития, во всем мире не только не уменьшается, но и растет. И дома, и в школе таким детям нелегко. Еще труднее тем, кто всегда возле них: родителям, педагогам, тем, кто с ними общается. Развитие цивилизации неумолимо требует новых подходов к воспитанию и обучению детей данной категории. Предъявляются новые требования  и к окружающим их людям.

Актуальной задачей современной системы образования ивоспитания становится приобщение детей с особенностями психофизического развития к искусству в форме художественно-творческой деятельности.

В процессе художественной деятельности у ребёнка:

-происходит развитие познавательной сферы, которое достигается за счет комплексного воздействия изотерапии, затрагивающего как моторное и образное, так и речевое развитие ребенка;

- развивается воображение, фантазия, пространственное мышление.

Реализация себя с помощью педагога в собственной изобразительной деятельности расширяет практический опыт детей с нарушениями развития, формирует у них навыки адекватного взаимодействия и общения в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений эмоциональной, познавательной, коммуникативной и двигательной сфер.

Изотерапия создает условия для работы со зрительными и кинестетическими ощущениями. Способствует развитию эстетического опыта,  творческому самовыражению. Происходит самораскрытие ребенка через спонтанное творчество. Использование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, оттиск поролоном, кляксография) влияет на полноту восприятия окружающего мира, формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, способствует более эффективному развитию воображения.

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре ребенка слов: влево, вправо, вверх, вниз восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются пространственные представления.

Пространственное мышление оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), о местоположении (в центре) и т.д.

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с ОПФР. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности: в играх, наблюдениях, в рисовании и конструировании.

В данной программе используется также лепка из пластилина и солёного теста.Лепка – это один из видов изобразительного творчества. Занятия лепкой комплексно воздействуют на ребёнка: лепка благотворно влияет на нервную систему, повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук.

В настоящее время не потеряло своей актуальности и искусство работы с бумагой. Отработка технических приёмов формовки бумаги также способствует развитию мелкой моторики рук.

Цель: создание условий для социальной адаптации ребенка с особенностями психофизического развития через художественно-творческую деятельность.

Задачи:

- продолжить работу с учащимся по освоению им различных приемов работы с природным материалом, бумагой, карандашами, красками, пластилином, солёным тестом;

- развивать зрительно-двигательную координацию, укреплять мелкую моторику пальцев рук;

-формировать положительную мотивацию в деятельности и эмоционально-волевые качества.

 

Организационные условия реализации программы

Программа является индивидуальной, разработана для третьего года обучения учащегося с особенностями психофизического развития. Занятия проводятся двараза в неделю по 1 часу (72 часа в год).Продолжительность учебного часа 35 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем

всего

теор.

практ.

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Графические навыки

18

3

15

3.

Изотерапия

5

1

4

4.

Изобразительная деятельность

15

3

12

5.

Мелкая пластика

17

2

15

6.

Работа с бумагой

15

2

13

7.

Итоговое занятие

1

1

-

 

Итого

72

13

59

 

Содержание программы

1.      Вводное занятие

Знакомство с программой третьего года обучения. Организационные вопросы.

2.      Графические навыки

Работа цветными карандашами. «Рисование фигуры по точкам».

«Раскрась аккуратно фигуры».

Практическая работа. Выполнение упражнений карандашами, направленных на коррекцию нарушения движения руки, захват карандаша, качество линии и раскраски рисунка, направления штриха, пространственная ориентация.

3.      Изотерапия

Использование нетрадиционной техники рисования. Рисование под музыку.

Практическая работа. Выполнение упражнений в нетрадиционной технике рисования. Рисование под музыку.

4.      Изобразительная деятельность

Смешивание красок, составление дополнительных цветов. Рисование красками и восковыми мелками.

Практическая работа. Рисование красками и восковыми мелками по темам:«Подводный мир», «Растительный мир», Животный мир».

5.      Мелкая пластика

«Лепка», виды материалов, используемых в лепке.Основные технологические приемы (деление на части: откручивание, отщипывание, разрез нитью, стекой; формование, сплющивание, вытягивание, сгибание,вдавливание, соединение деталей). Основные способы лепки: пластический, комбинированный, лоскутный, круговой.

Практическая работа. Выполнение приемов раскатывания, жгутиковой техники, закручивание формы, лепка фруктов и овощей из пластилина и соленого теста.

 

6.      Работа с бумагой

Бумага как художественный и конструктивный материал. Виды и свойства бумаги.Аппликация в декоративно-прикладном искусстве.

Практическая работа. Опыты и наблюдения за свойствами бумаги; отработка технических приемов формовки бумаги на изгиб, излом, скручивание. Выполнение элементов аппликации бумажных комочков, колечек, трубочек, ленточек, петелек, витой спиральки, гофрировки. Выполнение аппликации. Изготовление поздравительных открыток к праздникам, украшение элементами аппликации.Обводка деталей по шаблонам, склеивание, оформление.

7.      Итоговое занятие

Подведение итогов работы. Организация выставки работ учащегося для родителей.

 

Ожидаемые результаты

В результате обучения учащийся должен знать:

 

- элементарные материально-технические средства и материалы по  изобразительной деятельности (карандаши, кисть, краски, бумага);

- основные свойства изображаемых объектов окружающей действительности (цвет, форма, величина, фактура);

- правила и первоначальные приёмы рисования (удержать карандаш, кисть в руке; промывать кисть, брать краску; наносить мазки, не прорывать бумагу при нанесении штрихов и линий, проводить разные линии, закрашивать рисунок);

-правила смешивания красок на политре;

- приёмы использования пластилина: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение одной части к другой;

-основные способы и приёмы лепки из соленого теста, способы декорирования поделок бросовым материалом;

-виды и свойства бумаги;

- приёмы работы с бумагой.

 

уметь (в совместной деятельностью с педагогом):

- наносить мазки, разнообразные линии, пятна, штрихи, формы на всю поверхность листа бумаги;

- рисовать пальчиками, делать оттиски поролоном;

-выполнять основные приёмы лепки из пластилина и солёного теста;

- выполнять элементы аппликации и изготавливать простые открытки.

 

Ожидаемые результаты не могут подвергнуться строгому контролю, так как реализация программы призвана способствовать социальной адаптации ребенка.

 

Методическое обеспечение реализации программы

Принципы организации обучения и воспитания детей с ОПФР:

·                    Принцип доступности.

            Обучение строится таким образом, чтобы ребенок справлялся с работой, преодолевая определенные трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности.

·                    Принцип индивидуализации и дифференцированности.

            Планирование, организация и проведение занятий опирается на индивидуальные особенности психофизического развития ребёнка.

·                    Принцип последовательности, систематичности, непрерывности.

Последовательное и постепенное усложнение программного материала путем рационального его распределения на занятиях в течение учебного года.

·                    Коррекционно-развивающего обучения.

Формирование познавательной деятельности учащихся, максимальное использование сохранных анализаторов и возможностей детей.

·                    Наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

Обследование и детальное изучение свойств изображаемого объекта.

Методы и приёмы реализации программы

Процесс формирования изобразительной деятельности детей с ОПФР строится таким образом, чтобы ведущее место занимали наглядные ипрактические методы. Одними из основных методов являются методнеоднократного наблюдения предметов и метод обследования.

В наблюдение обязательно следует включать элементы обследования в совместной с педагогом деятельности. Взяв руки ребёнка в свои, педагог помогает ему ощупывать, крутить, изучать предмет со всех сторон. Несколько раз повторяет название предмета, его цвет, размер, форму, даёт почувствовать, какой он на ощупь. Педагогу рекомендуется при обследовании предметов всегда брать руку ребёнка в свою, выполнять совместноеобрисовывание контура предмета.

Показ способов изображения (способов действия) является наглядно-действенным приёмом, который учит создавать нужную форму на основе их опыта. Показ сопровождается словесными пояснениями. Он бывает двух видов: показ жестом и показ приёмов изображения.

Для детей с ОПФР характерна двигательная неловкость . Поэтому у них в процессе совместных действий формируют умение изображать основную форму предмета.

Целесообразно использовать следующие приёмы:

·                                                                                                                                                                                                                                                         Совместные действия, когда изобразительный инструмент находится в руке ребёнка, а педагог направляет его движение по листу бумаги;

·                                                                                                                                                                                                                                                         Использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить процесс создания сюжетной картинки;

·                                                                                                                                                                                                                                                         Действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки трафаретов для создания целостного образа изображаемых объектов;

Данные методы и приёмы имеют свою специфику и применяются в различных сочетаниях, в зависимости от особенностей психофизического развития и изобразительных возможностей ребёнка.

Формы реализации программы

1.                                                                                                                                                                                                                                                                   Наблюдение за изобразительной деятельностью педагога. Главным принципом обучения является наглядность.

2.                                                                                                                                                                                                                                                                   Дидактические игры. Тренировку чувственного познания ребёнка обеспечивает выполнение занимательных упражнений игрового характера с использованием натуральных предметов или их изображений. Коррекционно-развивающим целям служат сборно-разборные игрушки, строительные наборы с комплектом цветных деталей разной формы и величины;

3.                                                                                                                                                                                                                                                                   Игровые упражнения. Рекомендуется проводить с ребёнком следующие виды игр и упражнений:

-Упражнения с пластической массой (глина, пластилин, мокрый песок и т. д.), имитирующие процесс рисования. Затем на этом составе рисуют палочкой;

-Упражнения для развития движений рук (например, похлопать ладонью по столу, постучать пальцами по столу, сжать ладонь в кулак и др.);

-Игры с согнутыми предметами (например, вынимать из коробочки палочки, фасоль и т. д., сжимать маленький мячик из поролона (ваты, меха) и др.). В случае необходимости эти движения выполняются в процессе совместных действий ;

-Игры с изобразительным материалом (например, окрашивать воду в разные цвета, смешивать цвета на палитре, сжимать кусочек теста (глины, пластилина) в руке, отрывать кусочки от листа бумаги (комка пластилина, теста), раскатывать на доске комочки глины (пластилина) ладонью, затем пальцам).

 

 

 

Литература

1.      Гаврилушкина, О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина. // Дошкольное воспитание аномальных детей / под редакцией Л.П. Носковой. – М., 1993.

2.      Дрозд, Л.Г. Социализация детей с особенностями психофизического развития через развитие творческих способностей / Л.Г. Дрозд // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2003. – №5. – С.107-112.

3.      Об образовании в Республике Беларусь: закон РБ, 19.03.2002 г. №95-3

4.      Козак, Е.И. Социальная реабилитация детей-инвалидов в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы /  Е.И.  Козак // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – №1. – С.36-38.

5.      Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб: Речь,2007.-160с., илл.

6.      Малахова, И.А. Художественная деятельность как средство развития креативности в социокультурной сфере / И.А. Малахова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2003. – №5. – С.42-48.

7.      Пташник, Т.В. Работа с детьми инвалидами во внешкольном учреждении / Т.В. Пташник. // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2003. – №1. – С.80-86.

8.      Захарова, Ю.В. Технология обучения изобразительной деятельности в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Ю.В. Захарова. – Минск: Белорусский республиканский литературный фонд, 2013. – 102 с.

 


Copyright © ЦДТ"Скарбница" 2007-- All Rights Reserved. | tsdtslonim@mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню