Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.


Перейти к содержанию

Главное меню:


направление Моя малая Родина

Программы объединений > туристско-краеведческий профиль

Отдел образования, спорта и туризма Слонимского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»

 

 

 

 

Образовательная программа туристско-краеведческого профиля

направления «Моя малая родина»

объединения по интересам «Юные краеведы»

 

 

Автор-составитель:

Ефимик Елизавета Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Возраст учащихся: 6–10 лет

Срок реализации: 1 год

 

г. Слоним

2015

Пояснительная записка

 

Краеведение - научная дисциплина, направленная на комплексное, всестороннее, разнонаправленное изучение родного края, непосредственного природного, культурного, социального окружения жизни человека.

В педагогическом контексте наиболее важным является то, что участие учащихся в процессе краеведческого познания является действенным образовательно-воспитательным средством. Необходимость изыскивать, накапливать и оперировать большим количеством разнообразной информации о родном крае помогает лучшему ее запоминанию, формирует постоянный эмоциональный отклик, активное, обоснованное мировоззрение на основе знания, понимания и уважения к родной земле.

Когда человек приходит в мир, его интересуют, прежде всего, близкие и родные для него люди – мать и отец, которых он уже знает, любит и подсознательно доверяет им свою жизнь. Подросши, маленький патриот своей семьи начинает интересоваться окружающей действительностью. В каком доме он живёт? Кто его построил? Кем были его прабабушки и прадедушки? Так приходит определённое осознание действительности, а вместе с этим – и гордость за достижения своих предков.

Жажда познания руководит действиями человека. Множество вопросов требует определённых ответов. Наступает пора педагогу утолить эту жажду. Главное при этом – не оборвать ту нить патриотизма, которая будет вести человека по пути установления его жизненных ориентиров. Первый такой ориентир – малая родина. Что за люди жили на этой земле раньше? Чем они занимались? Что оставили в наследство? Важно, чтобы человек лично приобщился к этому бесценному кладу предков, так как только тогда у него проснётся желание сохранить и приумножить это богатство для следующих поколений.

Образные представления человека об истории, культуре и природе своего края позволяют понять, как история его малой  родины связана с историей страны. Органичное сочетание истории, культуры и традиций семьи, малой родины и страны  создаёт то духовное единство, которое определяет сущность  настоящего патриота.

Программа объединения по интересам «Юные краеведы» разработана для работы с учащимися 6 – 10 лет. В ее основе – развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания учащегося и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории города Слонима и Слонимского района.

Задачи программы:

познакомить с историей родного края, местными памятниками истории и культуры, с именами известных земляков;

помочь учащимся исследовать свою родословную, семейные традиции;

развивать творческое мышление, наблюдательность, самостоятельность и инициативу, способность ориентироваться в разнообразных событиях окружающей действительности;

воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь; культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю;

помочь учащимся почувствовать личную принадлежность к тем самым процессам, которые происходят на их малой родине, органично подвести к пониманию необходимости сохранения для следующих поколений материальной и духовной культуры предков.

Основные принципы, положенные в основу программы:

-                 принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

-                 принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и учащегося;

-                 научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-                 систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

 

Организационные условия реализации программы

Данная программа рассчитана на один год обучения учащихся 6 -10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий – 45 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Темы

Всего часов

В том числе

 

 

 

Теорет.

Практ.

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Беларусь – моя Родина!

6

4

2

3

Деление Беларуси на области

16

10

6

4

Моя малая Родина

8

4

4

5

Архитектурные памятники города и района

20

12

8

6

Природа нашего края

12

4

8

7

Что дает наш край стране?

12

4

8

8

Культурный облик города

20

6

14

9

Наш край богат талантами

8

2

6

10

Наш край в годы Великой Отечественной войны

14

6

8

11

Моя улица

8

3

5

12

Дом, в котором я живу

6

2

4

13

            Я и моя семья

10

2

8

14

Итоговое занятие

2

-

2

 

Всего:

144

61

83

 

Содержание программы

1.      Вводное занятие.

Знакомство с группой, планом работы объединения «Юные краеведы». Игры на знакомство. Инструктаж по технике безопасности.

 

2.      Беларусь – моя Родина!

Понятие «Родина». Презентация «Беларусь синеокая». Беларусь на карте мира. Страны-соседи. Государственные символы Республики Беларусь. Государственный Гимн Республики Беларусь. Государственные праздники.

Практическая работа. Рисование символики Республики Беларусь. Рисунок «Моя Родина».

3.      Деление Беларуси на области

Презентация «Области Республики Беларусь». Заочные экскурсии: Брестская область, Гродненская область, Витебская область, Могилевская область, Гомельская область, Минская область. Территория и географическое положение областей, достопримечательности, имена известных людей.

 

Практическая работа. Мозаика «Моя Беларусь». Мини-сообщения о Гродненской области. Викторина «Области республики Беларусь».

 

4.      Моя малая родина

Слоним - время и история возникновения города. Легенды и предания. Герб города.  Знакомство с картой Слонимского района. Изучение местной топонимики. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.

Практическая работа. Игра-путешествие «Из глубины веков». Заочная экскурсия в Слонимский краеведческий музей. Разгадывание ребусов.

5.      Архитектурные памятники города и района

Понятие «архитектура». Городская ратуша. Заезжий дом-аустерия Михаила Казимира Огинского. Усадебный комплекс Альбертин и парковый массив с прудами. Синагога. Фарный костел св. апостола Андрея. Каплица св. Доминика и группа старых жилых и гражданских построек. Костел Найсвятейшей Девы Марии. Слонимский Свято-Троицкий собор. Слонимский Спасо-Преображенский собор. Свято-Успенский Жировичский монастырь. Церковь Святого Михаила в Сынковичах.

Практическая работа. Заочные экскурсии по архитектурным памятникам города Слонима. Фотоколлаж «Мой город». Игра «Ожившие скульптуры».

6.      Природа нашего края

Растительный и животный мир. По страницам Красной книги. Устный журнал «Зелёная аптека». Реки и озёра, канал Огинского.

Практическая работа. Викторина «Знатоки природы». Оригами «Цветы». Создание экспозиции поделок из пластилина «Животные родного края». Фотоколлаж «Птицы нашей местности». Интеллектуально-развлекательная программа «Большое путешествие».

7.                                                                                                                                                                                                                                                                                                Что дает наш край стране?

     Знакомство с промышленностью города, сельским хозяйством района, их историей.

Практическая работа. Заочные экскурсии на Слонимский хлебозавод, мясокомбинат, фабрику художественных изделий, Слонимский картонно-бумажный завод. Мультимедийная презентация по результатам экскурсий.

 

8.      Культурный облик города

Слонимский районный дом культуры. Слонимский драматический театр. Слонимский районный краеведческий музей. Кинотеатр «Мир». Библиотеки города. Редакция газеты «Слонимский вестник». Слонимское ТВ.

Практические занятия. Заочные экскурсии в театр, кинотеатр, детскую библиотеку. Рисунок  «Город моей мечты». Выставка-презентация «Моя любимая книга».

9.      Наш край богат талантами

 Земляки, прославившие родной край.

      Практическая работа. Посещение творческих выставок. Встречи  с писателями и поэтами Слонимщины. Мультимедийная презентация «Спортивный олимп Слонимщины». Презентация «Мои таланты».

10.  Наш край в годы Великой Отечественной войны

Мультимедийная презентация «Великая Отечественная война». Устный журнал «Хатыни земли Слонимской». Мультимедийная презентация «Они освобождали Слоним».

     Практическая работа. Творческая работа «Их именами названы улицы». Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны. Изготовление открытки « Спасибо за Победу».

11.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Моя улица

     Как растет город. Из чего он состоит. Почему улицы так называются. Исторические объекты, мемориальные доски.

Практическая работа. Открытый диалог «Моя улица». Творческая работа «Загадочный мир названий». Рисунок «Моя улица».

12.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Дом, в котором я живу

     Презентации учащихся  «Мой дом».

     Практическая работа. Творческая работа из бумаги, пластилина или другого подручного материала «Дом моей мечты». Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учащихся.

13.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Я и моя семья

     Семья. Семейные праздники и традиции.

     Практическая работа. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…». Изготовление рамки для фотографии с использованием круп, макарон и природного материала. «Моя родословная» - составление и творческое оформление родословного древа. Семейные посиделки.

14.                                                                                                                                                                                                                                                                                              Итоговое занятие

     Развлекательно-познавательная программа «Умники и умницы».

Формы и методы реализации программы

 

            Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы, учитывая возрастные и психологические особенности детей, являются: рассказ, беседа, викторина, устный журнал, показ и совместное составление с детьми мультимедийных презентаций, экскурсия (очная и заочная), посиделки, поход, встречи с интересными людьми, развлекательно-познавательная программа, открытый диалог, творческая работа, выставка.

 

Методы работы:

-                 словесные методы: рассказ, беседа, сообщения. Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

-                 наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

-                 практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, поделок. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию творческого мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся;

-                 метод игры: игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, игры-путешествия;

-                 методы контроля и оценки деятельности (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, рефлексивные методы).

 

Приемы обучения:

·        создание эмоционально-доброжелательного комфорта;

·        ситуация успеха;

·        занимательность и новизна;

·        алгоритм действий;

·        динамизм, чередование труда и отдыха;

·        посильные задания;

·        индивидуальная помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

      В результате изучения программы учащиеся должны

 

знать:

·        историю и культуру, региональные особенности родного края, города;

·        достопримечательности Слонима и района;

 

уметь:

·        воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;

·                                                                                                                                                                                                                                                                                      составлять свою родословную,

·        поддерживать беседу, задавать вопросы;

·        организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

·        передавать окружающую действительность через рисунки, поделки;

·        оценивать свой  труд, принимать оценки товарищей, педагога, родителей.

 

У учащихся будут сформированы:

·  положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

·  понятия, что такое Родина, родной край, малая родина, осознание себя как гражданина своего Отечества;

·  уважительное отношение к историческому и культурному наследию родного края;

·  осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам.

 

 

 

 

 

Литература

Литература для педагога

 

1.      Адамушко, В. Н. Гербы і флагі Беларусі / В.Н.Адамушко. - Мінск: Беларусь, 2006.

2.      Атлас гісторыі Беларусі ад старажытнасці да нашых дзён. - Мінск: БелЭн, 2006.

3.      Геаграфія Беларусі: энцыклапедычны даведнік. - Мінск: БелЭн, 1992.

4.      Гісторыя Беларусі ў табліцах і схемах: са старажытных часоў да сучаснасці. - Мінск: Юніпрэс, 2000.

5.      Доўнар-Запольскі, М. В. Гісторыя Беларусі / М. В. Доўнар-Запольскі. - Мінск: БелЭн, 1994.

6.      Жучкевіч, В. А Чаму так названа / В. А. Жучкевіч - Мінск: Народная асвета, 1969.

7.      Лыч, Л. М., Навіцкі У. І.Гісторыя культуры Беларусі / Л. М. Лыч, У. І. Навіцкі. - Мінск: НКФ «Экаперспектыва», 1996.

8.      Лыч, Л. М. Назвы зямлі беларускай/ Л. М. Лыч. - Мінск: Універсітэцкае, 1994.

9.       Лярский, П. А. Пособие по краяведению / П. А. Лярский. - Мінск: Высшая школа, 1966.

10.   Поспелов, Е. М. Туристу о географичеких названиях / Е. М. Поспелов. –Минск.:Профиздат, 1988.

11.   Рассадзін, С. Я. Гербы і сцягі гарадоў і раёнаў Беларусі / С. Я. Рассадзін. -Мінск: Веларусь, 2005.

12.   Супрун, В. Р. Дзеі над Шчарай: (З гісторыі зямлі Слонімскай) / В. Р. Супрун.– Слонім: ГАУПП “Слонімская друкарня”, 2000.

13.   Шыбека, 3.В. Гарады Беларусі (60-я гады XIX - пачатак XX ст.) / З.В. Шыбека. - Мінск: Эўрафорум, 1997.

14.   Юньев, Н. С. Краеведение и туризм / Н. С. Юньев. - М.: Знание, 1974.

 

Литература для учащихся

 

1.    Адзінцоў, С. М., Сідор, С. I. Займальная геаграфія Беларусі / С.М. Адзінцоў, С.І. Сідор. -Мінск: Народная асвета, 1995.

2.    Арлоў, У.А.Адкуль наш род / У.А. Арлоў. - Вільня: Наша будучыня, 2000.

3.    Галай, I.П., Сідор, С.I. Геаграфічны слоўнік школьніка / І.П. Галай, С.І. Сідор. - Мінск: Народная асвета, 1986.

4.    Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. - Минск: Педагогика, 1981.

 

Информационные ресурсы

 

1.      Геральдика Беларуси [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: //http://geraldika.by/. Дата доступа: 18.08.2014 г.

 


Copyright © ЦДТ"Скарбница" 2007-- All Rights Reserved. | tsdtslonim@mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню