Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.


Перейти к содержанию

Главное меню:


культурно-досуговый профиль

Типовые программы

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель
Министра образования
           Якжик В.В.
        12.07.2013 г.

Типовая программа дополнительного
образования    детей    и      молодежи
(культурно-досуговый профиль)

В практике деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи досуг рассматривается как фактор социализации детей и учащейся молодежи, как культурно-образовательное пространство, в котором учащиеся имеют возможность свободного выбора форм и видов познания, общения, творчества. В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи реализуются типовые образовательные программы, объединений по интересам, экспериментальные, индивидуальные; образовательные программы культурно-досугового профиля, включающие многообразие форм организации свободного времени детей всех возрастных категорий.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля является техническим нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результат деятельности в сфере досуга детей и молодежи. На ее основе разрабатываются программы объединений по интересам данного профиля.
Программа объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет следующую структуру:
• пояснительная записка;
• учебно-тематический план;
• содержание программы;
• формы и методы реализации программы;
• ожидаемые результаты;
• литература.

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует удовлетворению интересов в различных областях знаний и творческой деятельности.
Программа может включать в себя направления и виды деятельности иных профилей (художественного, технического, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического и др.), определяемых положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
Она может иметь многоаспектную направленность по целям и задачам, содержанию, формам и методам, ожидаемым результатам, исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, социального заказа, контингента учащихся, ресурсного обеспечения ее реализации.
Цель программы:  создание условий для развития общей культуры учащихся, творческой индивидуальности.
Задачи программы:
• развивать творческие, интеллектуальные, физические способности учащихся;
• приобщать к основам мировой художественной и национальной культуры;
• формировать культуру содержательного, полезного отдыха;
• развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать культуру общения, поведения, речи;
• укреплять здоровье;
• обучать основам культуры быта;
• способствовать социальной адаптации и стимулировать социальную активность.
Принципы реализации программы:
• природосообразности (учет возрастных, физических, физиологических, психологических особенностей учащихся, их социального развития);
• культуросообразности (максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живет учащийся);
• сочетания индивидуального подхода и коллективного характера в образовательном процессе (организация такой работы с учащимися, которая требует от каждого умения сотрудничать, координировать совместные действия, быть активным);
• сотрудничества и диалогичности (равноправное взаимодействие педагога и учащихся в реализации программы).
Объединения по интересам культурно-досугового профиля создаются из числа детей и молодежи, объединенных общим интересом к конкретному направлению деятельности, к ним могут относиться: кружок организаторов досуга, клуб (КВН, любителей искусств, поэзии, музыки), гостиная (литературная, музыкальная, театральная), театр игры и другие. Наполняемость объединения, продолжительность занятий должны соответствовать возрасту учащихся, году обучения и учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-тематический план
Учебно-тематический план объединения по интересам культурно-досугового профиля определяет количество часов на теоретические и практические знания. Учебно-тематический план может быть составлен по модульному типу, где каждый модуль является законченным разделом плана. Например, для объединения по интересам «Организаторы досуга», это могут быть модули (блоки, разделы): «Игровая деятельность», «Основы сценарного мастерства», «Основы режиссуры и постановочной работы», «Основы актерского мастерства» и другие.
Если программа рассчитана на два (и более) года обучения, она строится по концентрическому принципу (повторение тем, разделов с более глубоким их освоением на новом уровне реализации программы).
Учебно-тематический план может быть построен и другим образом: темами, разделами его являются типы досуговых программ (по А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой):
• разовая культурно-досуговая программа;
• конкурсно-игровая программа;
• праздничная программа;
• театрализованная игра;
• игра-спектакль;
• длительная игровая программа.
Основа таких программ – игровая деятельность.


Содержание программы
Содержание программы включает специальные теоретические знания и практическую деятельность по организации и проведению мероприятий, способствующих творческой самореализации учащихся и их описание.
Содержание программы по игровой деятельности включает понятия, функции, роль, классификацию игр и их особенности, методики организации и проведения, практические занятия по совершенствованию умений и навыков и их краткое описание.

Ожидаемые результаты
Программа культурно-досугового профиля должна быть ориентирована на достижение определенных результатов в зависимости от возраста учащихся и года обучения. В качестве таковых могут быть запланированы:
• осмысление учащимися ценности собственного досуга для развития и самореализации через определенный вид деятельности;
• приобретение практических умений и навыков организации досуговых дел;
• повышение общей культуры, культуры общения, взаимоотношений, речи, быта и т.п.
• развитие самостоятельности, активности, инициативности;
• овладение навыками основ актерского мастерства; технологией написания сценария культурно-досуговых мероприятий;
• формирование представлений об особенностях и специфике постановки и проведения праздничных, зрелищных массовых мероприятий;
• умение самостоятельно разрабатывать организовывать и проводить массовые мероприятия.

Формы и методы реализации программы
Реализация типовой программы культурно-досугового профиля требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.
Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция, заседание клуба, традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия, трудовые десанты и другое.
Формы подведения итогов образовательного процесса: конкурс, турнир, самостоятельная работа, защита творческого проекта, тесты/зачеты по теоретическому материалу программы, отчетное (итоговое) занятие и другие.
Для успешной реализации программы необходимо:
• методическое обеспечение (наличие, накопление и обновление методической и специальной литературы; дисков, видеокассет с учебным материалом);
• материально-техническое обеспечение (учебный кабинет, необходимое оборудование, инструменты и др.);
• кадровое обеспечение (педагог дополнительного образования, специалист в области игровых технологий, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам).

Литература
1. Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование в школе? / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнона // М.: АРКТИ, 2005.
2. Вашнева, В.И. Организация детско-юношеского досуга как условие социализации / В.И. Вашнева // Праблемы выхавання. – №7, 2004.
3. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова. – М.: Центр, 2002.
4. Жарков, А.Д. Организация культурно-досуговой работы: учебное пособие для студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 1989.
5. Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М., 1998.
6. Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие / И.М. Карелова. – СПб, 2011.
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.
8. Куприянов, Б.В. Формы воспитательной работы с детскими объединениями: учебно-методическое пособие. – Кострома, 2000.
9. Материалы международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство: восхождение к будущему», Мн.: МГДДМ, 2004.
10. Материалы республиканской научно-практической конференции «Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как условие формирования социально активной личности». – Мн.: Нац. центр худ.тв-вадетей и молодежи, 2010.
11. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.


Copyright © ЦДТ"Скарбница" 2007-- All Rights Reserved. | tsdtslonim@mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню