Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.


Перейти к содержанию

Главное меню:


художественный профиль

Типовые программы

 

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь

  В.А.Будкевич
«___» ____________2012

Типовая программа дополнительного
образования   детей   и         молодежи
(художественный профиль)

Пояснительная записка
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по художественному профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Художественный профиль включает образовательные области (направления): музыка, хореография, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и иные.
Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по художественному профилю.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи - это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого они могут выйти на более высокий уровень художественного творчества, образованности и  воспитанности.
Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами художественного творчества.
Задачи:
- развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
- способствовать освоению культурных ценностей человечества;-
 развивать знания о национальном своеобразии родной культуры;
- знакомить учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств различных видов искусства;
- формировать практические умения и навыки работы в различных видах художественной деятельности, чувственно-эмоциональную сферу учащихся и художественный вкус, социальный опыт средствами проектно-творческой деятельности;
- осваивать нормы здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие.
Образовательный процесс при реализации типовой программы художественного профиля осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально, с учетом возраста учащихся:
2 – 5 лет – не более 2 учеб. часов в неделю (до 72 часов в год);
6 – 10 лет – не более 4 учебных часов в неделю (до 144 часов в год);
11 – 13 лет – не более 6 учеб. часов в неделю (до 216 часов в год);
от 14 лет и старше – не более 12 учебных часов в неделю (до 432 часов в год).
Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.
Типовая программа может быть реализована в очной и заочной формах получения образования.
Примерный перечень направлений и видов деятельности дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю.
1. Музыкальное творчество.
1.1. Инструментальная музыка:
Фортепиано, гитара; струнные инструменты; народные инструменты; духовые инструменты; ударные инструменты; электроинструменты; инструментальные ансамбли и оркестры.
1.2. Вокально-хоровое творчество:
академическое сольное пение; хоровое пение; вокальный ансамбль; эстрадный вокал; авторская песня; фольклорный ансамбль, народный хор, сольное народное пение.
2. Хореографическое творчество:
классический танец; народный танец; народно-сценический танец; спортивный танец; современная хореография; ритмика.

3. Театральное творчество:
драматический театр; театр кукол; музыкальный театр; театр мод; исторический театр; театр пластики; цирк; литературное творчество; художественное слово.
4. Изобразительное искусство: рисунок; живопись; гравюра; графика.
5. Декоративно-прикладное творчество: лепка; керамика; скульптура; роспись (ткань, дерево, стекло); бумагопластика (оригами); вышивка, вязание, кружевоплетение, макраме; текстильный дизайн; фитодизайн и флористика; моделирование и конструирование одежды; работа с природным материалом; ткачество; народные художественные ремесла; работа с металлом, чеканка; мягкая и декоративная игрушка; фотография; искусство кино-, видео-, телевидение; анимация;театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит.
 Перечень направлений и видов деятельности может изменяться в соответствии с запросами учащихся, родителей, общества, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Учебно-тематический план раскрывает последовательность освоения содержания разделов, тем изучаемой образовательной области  учебного предмета, учебной дисциплины; определяет количество часов на каждую из них и соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Для очной формы получения образования
№ п/п Наименование разделов, тем  Количество часов
  Всего часов В том числе

   Теоретических Практических

   от 30% до 50% от 50% до 70%
Для заочной (дистанционной) формы получения образования
№ п/п Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов Всего Количество часов
   Теоретических  Самостоятельных Контрольная работа Практических
   (20 %) (40 %)    (20 %) (20 %)

Содержание программы
Основу содержания типовой программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля составляет искусство, восприятие которого связано с сильным воспитательным воздействием на учащегося. Влияние искусства носит комплексный характер, обеспечивая реализацию задач развития эмоционального, нравственного, интеллектуального, коммуникативного потенциала личности.
Содержание программы включает разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом; конкретно описывает теоретические и практические занятия с указанием форм и методов организации образовательного процесса.
Содержание программы по направлению деятельности «Музыкальное творчество» включает:
- приобретение прочных теоретических знаний по музыкальной грамоте;
- освоение таких видов исполнительства, как пение (хор, вокал), элементарные сценические движения, игра на различных музыкальных инструментах, в ансамбле, в оркестре;
- знакомство с музыкальной классикой и современным искусством, особенностями белорусской народной музыкальной культуры;
- развитие творческих способностей  учащихся путем совершенствования процессов исполнения, слушания, сочинения и импровизации;
- отбор и работу над музыкальным репертуаром как важнейшим средством воспитания гармонически развитой личности;
 - участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.
Содержание программы по направлению деятельности «Хореографическое творчество» включает:
- элементарные теоретические знания по музыкальной грамоте; сведения об искусстве танца и пластике человеческого тела; правила исполнения позиций рук, ног, осанки, грамотности в положении движения корпуса, головы;
- практическую деятельность как сочетание тренировочных упражнений и танцевальных движений классического, народно-сценического, историко-бытового, эстрадного танца, импровизации;
- работу над танцевальным репертуаром, который должен содействовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, формированию художественного вкуса и исполнительских навыков;
- участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.
Содержание программы «Театральное творчество» включает:
- специальные теоретические знания по теории и истории театрального искусства, о театральных жанрах, основах актерского мастерства, сценического движения и речи;
- практическую работу (специальные упражнения, тренинги, этюды) по овладению пластическими техниками, правильному дыханию и голосоведению, дикции, актерскому мастерству;
- работу над спектаклем (репетиционный период, индивидуальная работа над образом, художественное и музыкальное оформление) и выступления;
- участие в творческих показах, выступлениях, способствующих творческой самореализации учащихся.
Содержание программы «Изобразительное творчество» включает:
- изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств;
- получение представления о роли искусства в жизни человека и общества, об основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи;
- приобретение практических навыков в рисунке, живописи, композиции, цветоведении и создание художественных произведений;
- участие в выставочной деятельности, способствующих творческой самореализации учащихся.
Содержание программы «Декоративно-прикладное творчество» включает:
- приобретение и углубление специальных теоретических знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения, технологии изготовления различных предметов декоративно-прикладного творчества;
 - усвоение знаковой системы декоративно-прикладного искусства, специфики его художественных образов и орнаментального строя;
- обучение практическим приемам художественно-творческой деятельности на основе традиционных технологий народных художественных промыслов и современного декоративно-прикладного искусства;
- развитие умений и навыков в изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства;
- расширение представлений учащихся о национальной художественной культуре и ее связи с современной культурой мирового сообщества;
- участие  в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.
Ожидаемые результаты освоения программы для каждого года обучения и возраста учащихся имеют свои особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его жизнедеятельность. В младшем школьном возрасте формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, которые затем складываются в систему эстетических знаний, как и собственные художественно-практические навыки учащихся. В среднем школьного возрасте подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает возможность самостоятельного постижения искусства, а также создания предпосылок для собственной художественной деятельности. Учащаяся молодежь приходит к полноценной социокультурной самоидентификации, на основе которой складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве.
Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:
- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин художественного профиля;
- приобретение умений и навыков художественно-практической деятельности;
- публичное предъявление учащимися собственных результатов художественно-практической деятельности;
- развитие личностных качеств учащихся.
 Формы и методы реализации программы
Реализация типовой программы художественного профиля требует форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Среди общих организационных форм педагогического  взаимодействия, посредством которого реализуется типовая программа по художественному профилю: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Формы занятий: традиционное занятие; интегрированное, комбинированное занятие; лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, игра, экскурсия, экспедиция, творческая мастерская, дискуссия, диспут, турнир, соревнование, конференция, репетиция, концерт, спектакль, пленэр, выставка и другие.
Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение, исследовательская, творческая работа и другое).
Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное,  контрольное, открытое, итоговое занятие; концерт, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта и другие.
Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, диагностика, тренинги, самоанализ.
Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.
Пример:
1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.

 


Copyright © ЦДТ"Скарбница" 2007-- All Rights Reserved. | tsdtslonim@mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню