Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.


Перейти к содержанию

Главное меню:


Физкультурно-спортивный профиль

Типовые программы


Типовая программа дополнительного
образования детей и молодежи
(физкультурно-спортивный профиль)



Пояснительная записка
Настоящая типовая программа является техническим нормативным правовым документом, определяющим модель образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по физкультурно-спортивному профилю.
Актуальность ее состоит в том, что она ориентирована на на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребностей учащихся в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности. Данная программа позволяет сохранить принцип вариативности в дополнительном образовании детей и молодежи, расширяя рамки свободы творчества педагогов.Физкультурно-спортивный профиль включает образовательные области, связанные с видами спорта и оздоровительными направлениями физической культуры, определяемыми учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Содержание дополнительного образования детей и молодежи по физкультурно-спортивному профилю тесно связано с образовательным процессом по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работой с учащимися в свободное от учебы время.
При реализации образовательной программы данного профиля пополняется, закрепляется и совершенствуется учебный материал, изученный на уроке, у учащихся расширяются и углубляются знания о различных видах спорта.
Дополнительное образование детей и молодежи по физкультурно-спортивному профилю осуществляется в соответствии с целью, задачами и принципами системы физического воспитания и опирается на ее программные и нормативные основы.
Освоение образовательных областей при получении дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля осуществляется на базовом и повышенном уровнях в очной форме получения образования.
Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по физкультурно-спортивному профилю.
Цель реализации программы – социальное, физическое, интеллектуальное развитие личности учащихся на основе освоения компонентов коммуникативной и двигательной деятельности.
Задачи:
- развивать мотивацию учащихся к познанию и физическому совершенствованию;
- формировать социальный опыт средствами групповой деятельности;
- осваивать различные формы взаимодействия и сотрудничества посредством овладения элементами видов спорта;
- формировать произвольное поведение, развивать инициативность, творчество, активность;
- осваивать элементы здорового образа жизни;
- содействовать развитию функциональных систем организма посредством развития основных физических качеств;
- овладевать основами техники и тактики избранного вида спорта.
Образовательный процесс при реализации типовой программы физкультурно-спортивного профиля осуществляется в объединениях по интересам с учетом возраста учащихся.
Занятия для детей младшего школьного возраста (6-10 лет) проводятся до 4 учебных часов в неделю, среднего школьного возраста (11-13 лет) – до 6 учебных часов в неделю, старшего возраста (от 14 лет) – до 9 учебных часов в неделю при изучении учебной дисциплины на базовом уровне и до 12 учебных часов в неделю при изучении учебной дисциплины на повышенном уровне.
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
- трех часов в объединениях по интересам второго и последующих годов обучения для учащихся старшего возраста;
- двух часов – в объединениях по интересам первого года обучения для учащихся старшего возраста и на протяжении всего периода обучения для младшего и среднего школьного возраста.
При построении учебного занятия в соответствии с принципом чередования нагрузки и отдыха перерыв между учебными часами не предусматривается.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические учебные занятия.
Образовательный процесс должен строиться, как на общепедагогических дидактических принципах (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.), так и на специальных, выражающих специфические закономерности физического воспитания.
Примерный перечень направлений дополнительного образования детей и молодежи по физкультурно-спортивному профилю.
К основным направлениям по физкультурно-спортивному профилю относятся виды спорта и оздоровительные направления физической культуры, соответствующие запросам учащихся, их законных представителей, общества, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи:
индивидуальные виды спорта (бадминтон, теннис, шахматы, дартс, шашки, городки, настольный теннис и другие);
циклические виды спорта (биатлон, велоспорт-шоссе, гребля на байдарках и каноэ, конькобежный спорт, лёгкая атлетика (ряд видов), лыжные гонки, плавание, шорт-трек и другие);
командные (игровые) виды спорта: (баскетбол, волейбол, гандбол, мини-баскетбол, мини-футбол, ринго, хоккей с шайбой, футбол, футзал и другие);
силовые единоборства: (гиревой спорт, тяжёлая атлетика, пауэрлифтинг и другие);
спортивные единоборства: (айкидо, армрестлинг, бокс, борьба вольная, борьба греко-римская, дзюдо, каратэ-до, кикбоксинг, рукопашный бой, самбо, тайский бокс, таэквондо и другие);
сложнокоординационные виды спорта: (велоспорт ВМХ, горные лыжи, паркур, скейтбординг, сноубординг, спортивная аэробика, спортивная акробатика, спортивное скалолазание, спортивные танцы, спортивная гимнастика, стрельба пулевая, футбольный фристайл, художественная гимнастика и другие);
оздоровительные направления: (аквааэробика, атлетическая гимнастика, йога, пилатес, ушу и другие).
Учебно-тематический план раскрывает последовательность освоения содержания разделов, тем изучаемой образовательной области учебного предмета, учебной дисциплины; определяет количество часов на каждую из них и соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом учащихся, ресурсным обеспечением.
№ п/п Наименования разделов, тем Год обучения
Количество часов
I. Теоретическая подготовка от 4% до 7%
II. Практическая подготовка от 93% до 96%
1. Общая физическая подготовка
2. Специальная физическая подготовка
3. Техническая подготовка
6. Участие в соревнованиях и контрольных стартах
7. Судейская практика
8. Контрольные испытания (приемные и переводные)
Содержание программы
Основу содержания типовой программы дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля составляет теоретическая и практическая подготовка, участие в соревнованиях по видам спорта.
В соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, раскрывающих каждую тему.
Содержание программы дополнительного образования детей и молодёжи спортивно-технического профиля предполагает изучение различных образовательных областей и тем:
Теоретическая подготовка:
- правила безопасного поведения на занятиях;
- влияние физических упражнений на организм занимающихся;
- основные понятия спортивной тренировки;
- правила избранного вида спорта;
- краткий обзор состояния и развития избранного вида спорта;
- основы техники избранного вида спорта;
- Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь;
- организация и проведение соревнований;
- врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
- требования к месту занятий и инвентарь;
- основы формирования здорового образа жизни;
- прикладно-ориентированная физическая подготовка.
Практическая подготовка:
- общая физическая подготовка;
- специальная физическая подготовка;
- техническая подготовка;
- тактическая подготовка;
- участие в соревнованиях и контрольных стартах;
- судейская практика;
- контрольные испытания (приемные и переводные).
На первом году обучения учащимся прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
На втором году обучения ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики избранного вида спорта. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
На третьем и последующих годах обучения совершенствуется физическая подготовка учащихся. Основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, индивидуальными, групповыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников.
Ожидаемые результаты образовательной деятельности по программе:
- повышение уровня личностного и социального развития учащихся;
- развитие коммуникативных способностей, инициативности, самостоятельности;
- рост уровня развития двигательных способностей и физической подготовленности;
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
- формирование умений осваивать новые виды деятельности, посредством занятий физическими упражнениями;
- овладение умениями и навыками избранного вида спорта;
- развитие интереса учащихся к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта;
- потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом и стойкий интерес к ним.
Методы реализации программного материала и организации учащихся на занятиях
Реализация типовой программы физкультурно-спортивного профиля требует многообразия методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Методы организации
Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учащимися одновременно при проведении ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений. Педагог может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся.
Поточный метод – все выполняют упражнения ”потоком“, когда один занимающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке, упражнения в ведении мяча). При этом таких потоков может быть 2-3.
Посменный метод заключается в том, что учащиеся выполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно.
Групповой метод заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением педагога разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно выполняют ранее изученные упражнения или играют.
В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, когда каждый занимающийся самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем педагога.
Использование каждого из указанных методов организации учащихся на занятии зависит от поставленных задач, условий, в которых проводится занятие, возраста занимающихся.
Наиболее целесообразно в образовательном процессе смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.
Методы обучения
В ходе обучения двигательным умениям и навыкам используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями физкультурно-спортивной практики.
Выбор методов определяется задачами и содержанием образовательного процесса, условиями проведения занятий, возрастными и половыми особенностями, степенью подготовленности занимающихся.
К суггестивным (словесным) методам относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение.
Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса подготовки. К ним, прежде всего, следует отнести показ отдельных упражнений и их элементов, просмотр видеоматериалов, использование макетов игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем.
Методы обучения, основанные на двигательной деятельности занимающегося, можно подразделить на методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой.
Методы строго регламентированного упражнения заключаются в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.
Существует ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся, прежде всего, две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники (целостно-конструктивные и расчлененно-конструктивные), и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств (непрерывные и интервальные).
При организации образовательного процесса, особенно с учащимися младшего и среднего школьного возраста, как основной следует применять игровой метод в виде подвижных и спортивных игр. Он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.
Игровой метод используется в процессе спортивной подготовки не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности образовательного процесса.
Воспитательные мероприятия должны способствовать формированию нравственных чувств и понятий учащихся, в доступной и занимательной форме раскрывать основные понятия спортивной этики, способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за белорусский спорт и белорусских спортсменов.
Примерные тематические часы: ”Юный спортсмен – пример для подражания“, ”Гордость отечественного спорта“.
Беседа – широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учащихся, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение – эта форма оставляет глубокое впечатление в сознании юных спортсменов. Примерная тематика бесед: ”Этика юного спортсмена“, ”О воле и мужестве спортсменов“, ”О спортивной чести“.
Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяют формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Участие в диспутах известных спортсменов, тренеров повышает эффективность их воспитательного воздействия. Примерные темы: ”Помогает ли спорт в учебе?“, ”Место спорта в формировании активной жизненной позиции“ и т.д.
Просмотры фильмов о спорте, знакомство с литературой на спортивную тематику с последующим обсуждением, в процессе которого учащиеся заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.
Встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участии в крупных республиканских и международных соревнованиях, общении с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, привести интересные примеры и факты представляют большой интерес для детей и подростков.
Соревнования – специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться – значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Конкретно поставленная цель, значимость поставленных перед спортсменом задач, установка на проявление ведущих морально-волевых качеств – важные условия, определяющие эффективность этой формы нравственного воспитания. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды.

Copyright © ЦДТ"Скарбница" 2007-- All Rights Reserved. | tsdtslonim@mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню